ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Корпус № 1 (ул. Объездная, д. 55)
1. Кабинет дефектолога/учителя-логопеда
Расположен на третьем этаже
Общая площадь – 8,7 кв.м. Предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений у детей. В кабинете предусмотрены по 2 рабочих места педагога и 3-5 рабочих места для занятий детьми.
В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками детского сада. Кабинет оснащен современной мебелью, логопедическими партами, магнитной доской, наглядным пособием, персональным компьютером с коррекционными программами «Дельфа — 142», «Игры для Тигры» имеется зона для развития артикуляционной моторики и постановки звуков, развития речевого дыхания.
Эвакуационных выходов – 1.
2. Кабинет педагога-психолога
Расположен на первом этаже
Общая площадь – 18,3 кв.м. зонирован на три функциональных блока: рабочее место педагогов-психологов, оборудованное письменным столом и компьютером, мягкая зона для консультативной работы с родителями, педагогами, диагностический коррекционный блок для индивидуальной, малоподгрупповой работы с детьми.
Кабинет оснащен современной мебелью, персональным компьютером с программой СИРС (система интенсивного развития способностей), наглядным пособием, дидактическими играми.
Эвакуационных выходов – 1.
Корпус № 2 (ул. Комсомольская, д. 30-а)
1. Кабинет педагога-психолога. Сенсорная комната
Расположен на втором этаже № 30
Общая площадь – 15,9 кв.м. Зонирован на два функциональных блока: рабочее место педагогов-психологов, оборудованное письменным столом и компьютером, диагностический коррекционный блок для индивидуальной, подгрупповой работы с детьми.
Кабинет оснащен современной мебелью, персональным компьютером.
Сенсорная комната является оптимальным комплексом воздействия на все органы чувств и нервную систему человека, снимающим нервное напряжение и стресс, формируя ощущение покоя и безопасности. Кабинет оснащен интерактивными сенсорными панелями, ультрафиолетовым оборудованием и аксессуарами, безопасными зеркалами, пузырьковой колонной, приборами с фибероптическими нитями, различными тактильными панелями, сенсорными дорожками, световыми фонтанами. Имеется сухой бассейн и мягкие пуфы.
Эвакуационных выходов – 1.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Корпус № 1 (ул. Объездная, д. 55)
1. Музыкальный зал
Расположен на втором этаже № 13
Общая площадь 76,3 кв.м. Музыкальный зал – изолированное помещение, при зале оборудована кладовая для хранения музыкального инвентаря. Оснащен современными музыкальными инструментами, имеется мульмедийное оборудование, электронное пианино, телевизор.
Эвакуационных выходов – 2.
2. Зал хореографии
Расположен на третьем этаже № 21
Общая площадь 81,9 кв.м. Оснащен зеркалами, хореографическими станками, имеется мультимедийное оборудование, фортепиано.
Эвакуационных выходов – 2.
5. Кабинет дополнительного образования
Расположен на втором этаже
Общая площадь 8,7 кв.м. Оснащен мультимедийным оборудованием, персональными компьютерами в количестве 6 шт., с компьютерными программами по обучению детей игре в шахматы «Динозаврики играют в шахматы».
Эвакуационных выходов – 1.
6. Центр безопасного дорожного движения
Расположен в рекреации на втором этаже
Общая площадь 63,0 кв.м. Оснащен мультимедийным оборудованием, игровым обучающим оборудованием: дорожные знаки, машины, рули, светофоры, детские костюмы инспектора ГИБДД, жезлы и др.
Эвакуационных выходов – 5.
7.Центр сенсорного развития
Расположен в рекреации на втором этаже
Общая площадь 8,72 кв.м. Оснащен игровыми панелями по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, тренажеры для развития мелкой моторики и др.
Эвакуационных выходов – 5.
8. Мини-музей «Русская изба»
Расположен в рекреации на третьем этаже
Общая площадь 2,86 кв.м. Оснащен детской мебелью в стиле русской избы (стол, скамьи, сундуки, плетени и др.), домашней утварью (посуда деревянная, хохлома), макет русской печки, выставка детского творчества по народным игрушкам (дымка, филимоновская игрушка и др.), веретено, прялка и другое.
Эвакуационных выходов – 5.
9. Мини-музей воинской славы «Годы, опаленные войной»
Расположен в рекреации на третьем этаже
Общая площадь 2,86 кв.м. Оснащен мультимедийным оборудованием; семейные архивные документы (фотографии, письма); выставка семейных реликвий: ордена и юбилейные медали, карманные часы; стенд «Художники о войне», Военная форма, Макеты «Блиндаж», «Самолет», «Танк Т-34», «Вечный огонь», Фронтовая переписка. Художественная литература о пионерах-героях, рассказы о военных событиях, военном времени, стенд «Города-герои», «Книга памяти», самодельные макеты «Военная база», «Командный пункт (штаб)», модели военной техники, солдатики и др.
Эвакуационных выходов – 5.
10. Центр детского конструирования
Расположен в рекреации на третьем этаже
Общая площадь 40,3 кв.м. Оснащен мягкими модулями различной формы для детского конструирования, лего-наборы по разным тематикам.
Эвакуационных выходов – 5.
11. Библиотека
Библиотека располагается на третьем этаже, кабинете №337, общей площадью – 6 кв.м.
В помещении библиотеки имеется: стеллажи для книг, книжные полки, книжные стойки, витрины – выставки. На стеллажах и полках размещена учебная, методическая и детская художественная литература, учебно-методические комплексы по тематическим неделям, имеется архив периодических изданий, наглядно-информационные и дидактические материалы, познавательные СД-диски. Куклы и игрушки для занятий с детьми.
12. Сенсорная комната
Корпус № 2 (ул. Комсомольская, д. 30-а)
13. Музыкальный зал. Зал Хореографии.
Расположен на первом этаже № 12
Общая площадь 78,0 кв.м. Музыкальный зал – изолированное помещение для музыкальных занятий, праздников и развлечений. Оснащен современными музыкальными инструментами, имеется мультимедийное оборудование, электронное пианино.
Эвакуационных выходов – 2.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты спорта приспособленные для использования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Корпус № 1 (ул. Объездная, д. 55)
1.Спортивный зал
Расположен на третьем этаже № 21
Общая площадь 81,9 кв.м. Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений и спортивных праздников. Спортивный зал – изолированное помещение. Оснащен современным спортивным оборудованием. Имеются маты, мячи-фитболы, мячи, степ-платформы, гимнастические палки, обручи, мелкое раздаточное спортивное оборудование и др. Оснащен детскими спортивными тренажерами, на подгруппу детей.
Эвакуационных выходов – 2.
2. Бассейн
Расположен на первом этаже № 62
Общая площадь 119,7 кв.м. Помещение бассейна предназначено для поочередного использования группами ДОУ для занятий плаванием. Помещения бассейнов, их рациональная планировка и эксплуатация соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. В состав входят: душевые-раздевалки для мальчиков, девочек. Размер чаши бассейна: 5 м. х 10 м. Глубина бассейна от 0,6 м. до 0,9 м. Оснащен различным спортивным оборудованием (плавательные круги, нарукавники, ласты, мячи, тонущие и плавающие игрушки и др.).
Эвакуационных выходов – 2.
3. Спортивная площадка на территории детского сада
Общая площадь 176,2 кв. м. Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь также, как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники.
Оснащена спортивным оборудованием (футбольные ворота, волейбольная сетка, доски для метания, для лазания, бумы, бревна, спортивные комплексы с баскетбольными корзинами и др.)
Корпус № 2 (ул. Комсомольская, д. 30-а)
4.Спортивный (тренажерный) зал
Расположен на первом этаже № 2
Общая площадь 49,3 кв.м. Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений и спортивных праздников. Спортивный зал – изолированное помещение. Оснащен современным спортивным оборудованием. Имеются маты, мячи-фитболы, мячи, гимнастические палки, обручи, мелкое раздаточное спортивное оборудование, детскими спортивными тренажерами, на подгруппу детей и др.
Эвакуационных выходов – 1.
2. Спортивная площадка на территории МБДОУ № 20 Корпус № 2 (ул. Комсомольская, д. 30-а)
Общая площадь 80 кв. м. Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь также, как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники.
Оснащена спортивным оборудованием (футбольные ворота, волейбольная сетка, доски для метания, для лазания, бумы, бревна, спортивные комплексы с баскетбольными корзинами и др.)
Спортивный зал
Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 20 «Сказка» создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с особыми образвательными потребностями, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 20 «Сказка» включено в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
В МБДОУ ЦРР "Детский сад № 20 "Сказка" созданы следующие условия для слабовидящих:
- нанесена контрастная маркировка на краевые ступени лестничных маршей, выделены предупредительными желтыми фактурами
- имеется пандус
- лифт для передвижения с 1-го на 3-ий этаж
- на корпусе здания (по ул.Объездная, д.55) имеется "Световой маяк" для обозначения доступности здания, доступности путей движения МГН.
Разработана версия официального сайта МБДОУ (сказка-югра.рф) для слабовидящих.
Для обучающихся с нарушением зрения функционирует кабинет охраны зрения в котором предусмотрены рабочие места для врача и медицинской сестры, кабинет оснащен офтальмологическим оборудованием (-АМО-А ТОС, мускулотренер, компьютерные тренажеры, оксис), современной мебелью. Также имеются в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» в МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка» в целях обеспечения доступности и создания условий для инвалидов при входе в здания обоих корпусов установлены тактильные вывески с названием и графиком работы учреждения, и Планы здания (мнемосхемы), выполненные шрифтом Брайля.
Тактильные вывески
Условия организации питания детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по тем же принципам и меню, которое рассчитывается для детей, не имеющих ограничения по здоровью. Питание детей инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в обеденной зоне групповой комнаты.
Специальные условия охраны здоровья
Кабинет охраны зрения
Расположен на первом этаже № 16
Общая площадь 9,6 кв.м. В кабинете предусмотрено рабочие места для врача и медицинской сестры, кабинет оснащен офтальмологическим оборудованием (-АМО-А ТОС, мускулотренер, компьютерные тренажеры, оксис), современной мебелью.
Эвакуационных выходов – 1.
Медицинский персонал.
Маслюкова Марина Ростиславовна – медицинская сестра компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения офтальмологического центра
Кабинет охраны зрения
Медицинский блок
Группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением зрения
Группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения функционирует в МБДОУ ЦРР "Детский сад № 20 "Сказка" с 1983 года.
Групповая ячейка для детей с нарушениями зрения включает групповую, спальню, приемную, буфетную и туалетную комнаты, спортивный и музыкальный залы, кабинет педагога-психолога и кабинет охраны зрения, который оснащен офтальмологическим оборудованием.
Деятельность в группе компенсирующей направленности для обучающихся с нарушениями зрения строится через лечебно-восстановительную и коррекционно-развивающую работу.
Образовательная деятельность, при
смотр и уход в группе осуществляется
под руководством учителя-дефектолога (тифлопедагога) во взаимосвязи со специалистами: воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, тьютором, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, и в сопровождении младшего воспитателя.
Все педагоги, работающие с обучающимися группы, прошли курсы повышения квалификации по сопровождению детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Для комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях детского сада разработана и реализуется Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Целью программы является построение коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, предусматривающая полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы в группе являются:
1.Развитие зрительного восприятия.
Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Работа в данном направлении строится на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умении выделять признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета.
2.Развитие осязания и мелкой моторики.
Коррекционные упражнения направле
ны на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.
Систематически проводятся игры на развитие осязания и мелкой моторики – пальчиковые игры, упражнение на самомассаж кистей рук, мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, специальные тренажеры, зрительные маршруты и гимнастики. Образовательная область «Художественное творчество» является наиболее интересной для детей деятельностью, так как связана с использованием нетрадиционных материалов.
3. Развитие ориентировки в пространстве.
Коррекционная работа по ориентировки в пространстве - одно из главных условий подготовки к школе.
В процессе обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения используются наглядный, практический и словесный метод: ориентировка «на себе», ориентировка «от себя», ориентировка с помощью схемы, ориентировка в трехмерном пространстве, в движении, ориентировка на плоскости (на листе бумаги, доске).
4. Развитие социально-бытовой ориентировки.
Коррекционные занятия, проводя
тся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей слабовидящих детей. Тифлопедагог формирует у детей представления об окружающих их в быту предметах, их назначении и возможностях использования, детям дают представления об основных видах бытового и профессионального труда.
Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Магазин», «Медицинская помощь». Овладение социально-бытовыми навыками облегчает социально-психологическую адаптацию слабовидящих детей к условиям жизни. – НА СЛАЙД
С 1994 года в рамках сотрудничества с региональным благотворительным общественным фондом «Иллюстрированные книжки для детей с нарушением зрения» получены книги для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, которые ежегодно обновляются.
С учетом индивидуальных особенностей детей специалистами образовательной организации разработаны авторские программы, которые успешно реализуются, являются победителями и призерами на конкурсах профессионального мастерства.
С целью достижения
оптимальных результатов в развитии и воспитании детей с нарушениями зрения реализуются совместные мероприятия с родителями в рамках работы родительского клуба «Наш малыш». Родителям обучающихся предоставляется уникальная возможность приобрести практические навыки, способствующие развитию ребенка, имеющего нарушения зрения.
Неотъемлемой частью комплексной работы с такими детьми является медицинское сопровождение фельдшера и медицинской сестры офтальмологического центра, являющиеся штатными работниками БУ ХМАО — Югры «Окружная клиническая больница». Медицинская сестра (ортоптистка) осуществляет работу согласно расписанию индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися на офтальмологическом оборудовании на основании назначений врача офтальмологического центра.
Благодаря комплексной работе у обучающихся отмечаются положительная динамика в развитии структурных компонентов речи и социально-коммуникативных навыков, в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения), улучшается состояние эмоционально-волевой сферы.
Обучающиеся с нарушениями зрения являются постоянными участниками, призерами и победителями творческих конкурсов разного уровня.
Совместная работа педагогических и медицинских работников, родителей позволяет получать положительный результат в коррекции зрительной функции, а также во всестороннем развитии каждого ребенка.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется. В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в ДОУ обеспечен доступ к информационно- телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т. п.), подключенных к сети интернет. Доступ к сети Интернет есть в кабинетах административного назначения . Доступ работников осуществляется с понедельника по пятницу с 13.00 до 15.00.
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 "Сказка" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Договор на предоставление услуг доступа к сети Интернет заключен с компанией "Ростелеком".
Скорость доступа к сети Интернет - 2 Мбит/сек.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в образовательной организации нет.
В МБДОУ имеются следующее электронное интерактивное оборудование, используемое педагогами для осуществления образовательной деятельности:
- - интерактивная доска,
- - мультимедийное оборудование,
- - интернет.
Общежития и места для проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предоставляются.