Страничка учителей-логопедов, учителей-дефектологов
Боюка Анна Сергеевна (учитель-логопед) |
Валентина Михайловна (учитель-логопед) |
Татьяна Дмитриевна (учитель-логопед) |
Наталья Викторовна (учитель-логопед) |
Кудактина Ольга Андреевна (учитель-логопед) |
Ирина Ильинична (учитель-логопед) | Берсенева Екатерина Валерьевна (учитель-дефектолог) |
Ирина Викторовна (учитель-дефектолог (тифлопедагог)) |
НОВОСТИ
Прошел семинар-практикум для педагогов детского сада «Сказка» по теме "Нейроигры в практике", который провели учитель-логопед Сафонова Т.Д и учитель-деффектолог Берсенева Е.В. Детям будет интересно лишь тогда , когда педагог сам увлечен какой либо идеей и он может стать вдохновителем на интереснейшие игры и упражнения. Целью мероприятия было заинтересовать педагогов данным направлением игр. На мероприятии педагоги с удовольствием практиковали нейроигры, которые развивают координацию движения, тактильные ощущения, положительно влияют на процесс развития интеллекта, процесс обучения и улучшения состояния эмоционального здоровья. Несмотря на простоту каждая игра требовала выполнения нескольких действий одновременно, такая деятельность согласовывает работу крупной и мелкой моторики, что взывает трудности не только у детей, но и у взрослых. Надеемся, что педагоги будут активно использовать данные игры в режимных моментах , в качестве диамических пауз и на образовательной деятельности. Семинар прошел в доброжелательной атмосфере и педагоги получили положительный эмоциональный заряд!
Нейроигры в практике
Кинезиологические упражнения в работе с обучающимися
«Движение может заменить лекарство –
но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
В нашем дошкольном учреждении учитель-логопед Боюка А.С. ведет работу по инновационной теме: «Кинезиология как средство автоматизации звуков».
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.
Кинезиологические упражнения
Во время Недели профессионального мастерства учителем-логопедом Боюка А.С. было подготовлено и проведено открытое ООД по обучении грамоте «Путешествие в страну потерянных букв. Знакомство с буквой «М» и звуками «М», «МЬ». Обучающиеся отправились в страну потерянных букв и помогли королеве Знаний отыскать потерявшуюся букву. «В пути» их ждали разнообразные задания, с которыми дети справились. В конце занятия каждый воспитанник смог украсить свою букву нетрадиционным способом и оставить ее себе на память.
29 апреля 2022 года учителем-логопедом Ириной Ильиничной Власовой совместно с музыкальным руководителем Верой Александровной Цветковой и воспитателем по изобразительной деятельности Еленой Владимировной Чигринской, в соответствии с годовым и перспективным планом работы, была проведена интегрированная итоговая образовательная деятельность «Речевой калейдоскоп» с детьми группы №9 «Светлячки» посещающими логопедические занятия. Во время итогового события, которое проводилось в игровой форме, обучающиеся продемонстрировали свои речевые, музыкальные и художественные достижения. В итоге дети были награждены почетными знаками «Я подружился со звуком…»
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному способу и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – пользованию бионергопластикой. В момент выполнения артикуляционных упражнений рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Таким образом, это способствует привлечению интереса обучающихся к выполнению упражнений.
В старшей группе № 9 "Светлячки" 14 февраля учителем-логопедом, Боюка Анной Сергеевной, был проведен семинар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих игр и упражнений в коррекционно-педагогическом процессе». На семинаре были даны практические рекомендации по следующим вопросам:
1.Использование нетрадиционных методов в работе по развитию мелкой моторики.
2.Дыхательная гимнастика в детском саду.
3. Артикуляционная гимнастика.
Родителям был представлен яркий, красочный материал, показана методика работы с ним. Так же родителям были предложены памятки по его использованию. Семинар прошел интересно, живо, с активным участием и заинтересованностью родителей.
Хлеб - всему голова
Развитие ориентировки в пространстве, закрепление геометрических фигур и основных цветов, развитие зрительного воспитания и внимания
Современные игрушки – а как их можно использовать не только для развлечения, а и для обучения. Предлагаем несколько вариантов игр и упражнений для развития речи с использованием популярной игрушки Pop-it. Представленные игры направлены на обогащение словарного запаса, на формирование плавного длительного выдоха, на развитие фонематического восприятия.
Игры с Pop-it
Развитие зрительного восприятия. Величина, закрепление понятий "больше, поменьше, маленький" (наоборот: маленький, побольше, большой)
Развиваем зрительное восприятие. закрепляем геометрические фигуры, цвета
СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРА СО ЗВУКАМИ
Консультация "Игрушка в жизни ребенка". Учитель-логопед А.С.Боюка.
Тема: ВЕСНА
Цель: Развивать связную речь, актуализировать словарный запас, формировать грамматический строй речи.
Играем с детьми
Стоит отметить, что моторика рук в целом, напрямую связана с речевым развитием. Это доказали исследования ученых. Согласно их выводам, тонкие движения пальцев рук оказывают положительное воздействие на развитие речи ребенка. Впрочем, это затрагивает не только речь. Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг.
Рекомендации родителям
Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Посчитай–ка, дружок»
Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными, автоматизация звуков, составление предложений.
"Посчитай"
Советы учителя-дефектолога
Советы учителя-дефектолога
Консультация от учителя-логопеда
10 причин читать
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
v Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
v Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
v Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
v Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
v Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
v До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
v Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
v Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
v Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
v Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Рекомендации, на которые надо обратить внимания, читая детям.
1. Перед тем, как начать ребенку читать книгу, обязательно выключите телевизор, магнитофон и другие источники зрительного и слухового раздражения.
2. Не заставляйте ребенка долго ждать, пока закончите какие-то дела, и тем более не говорите с другими людьми (в том числе по мобильному телефону), пока общаетесь со своим маленьким слушателем.
3. Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть Ваше лицо и следить за мимикой, артикуляцией.
4. Для чтения важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно использовать время перед сном (дневным или ночным). Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели. Эти минуты принесут крохе не меньше пользы, чем сам сон.
5. Читайте ребенку по несколько раз, а после задавайте ему вопросы о прочитанном. Все это не только развивает речь, но и формирует образное мышление, развивает память и внимание. Если малыш просит почитать многократно одну и ту же сказку, стишок, удовлетворяйте его желание. Повторение знакомого произведения дает малышу ощущение стабильности.
6. Отвечайте только на вопросы, которые по ходу чтения задает сам малыш.
7. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.
8. Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте. Можно читать маленькими отрывками, насколько хватает внимания малыша.
9. Обязательно показывайте иллюстрации.
10. Ели ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки.
11. Не забудьте похвалить маленького слушателя.
12. При покупке книг для малыша стоит обращать внимание на качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и засунуть в рот.
13. Детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Прочтите сами несколько страничек. Соотнесите содержание книги с возрастными возможностями своего ребенка.
14. Желательно иметь книги «для кухни». Пока Вы готовите обед, ребенок может рассматривать иллюстрации. Чтение можно использовать во время кормления (особенно, если ребенок плохо ест). Также хорошо иметь «книги для ванны», «для транспорта», «для поликлиники».
Читать ребенку необходимо каждый день.
С УВАЖЕНИЕМ АННА СЕРГЕЕВНА!
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с недостатками в речевом развитии могут возникать и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Речевые игры - это разновидность игр с правилами. Речевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Речевые игры
Роль правильного речевого дыхания в формировании речи.
Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. Занятия по развитию речевого дыхания нужно проводить регулярно и постоянно, по 5- 10 минут (лучше каждый день) до устойчивого положительного результата.
Развиваем речевое дыхание
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
"Чем можно занять ребенка дома"
"Тренируем руку к письму"
"Определи место звука в слове"
Картотека дидактических игр для развития речи с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Цель познавательных игр: формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность.
"Игры по познавательно-речевому развитию"
Базовой предпосылкой овладения письмом является фонематический слух. Под фонематическим слухом – понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, их количество и последовательность.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтения и письму.
"Игры на развитие фонематического слуха"
"Игры с буквами и звуками"
"Игры на отработку падежных окончаний"
Изменение по падежам является одним из наиболее важных дефектов у детей дошкольного возраста, в устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...
"Игры на обработку падежных окончаний"
«Весёлые игры на автоматизацию звуков» (играть с кубиком)
Цель: закреплять правильное произношение звука в словах
Веселые игры с кубиком на автоматизацию звуков
"Многозначные слова"
"Кто, что делает"
Упражнения «Пальчиковые шаги» направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук.
Задачи:
1. Положительное влияние на развитие мелкой моторики ребенка. Это в будущем пригодится для письма.
2. Стимулирование у ребенка желания к поиску выходов из «сложных ситуаций».
3. Развитие усидчивости, терпения, пространственной ориентации и внимания.
4. Формирование у ребенка логического мышления, ведь в процессе игры он учится понимать связь между совершенным действием и полученным результатом.
5. Обучение самостоятельное игре.
"Пальчиковые шаги"
"Пальчиковые игры"
"Артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Буклеты, памятки:
Памятка "Графомоторные дорожки" (смотреть) (Мишагина И.В., май 2023)
Буклет "Какие игры способствуют развитию зрения" (смотреть) (Мишагина И.В.)
Буклет "Витамины для глаз" (смотреть) (Мишагина И.В., март 2023)
Буклет "Игры на развитие памяти" (смотреть) (Мишагина И.В., март 2023)
Картотеки:
Картотека игр и упражнений "Учимся правильно говорить!!!" (смотреть)
Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста (смотреть)
Картотека игр "Развитие мелкой моторики руки" (смотреть)
Картотека рассказов и стихотворений "Учим детей пересказывать" (смотреть)
Картотека "Дидактические игры по речи" (смотреть)
Консультации:
Консультация для педагогов "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста" от учителя-дефектолога (смотреть) (Мишагина И.В., декабрь 2022)
Консультация для педагогов Что такое астигматизм, амблиопия, косоглазие, слабовидение (смотреть) (Мишагина И.В., май 2022)
Консультация "Роль сказки в жизни ребенка" (смотреть) (Власова И.И., март 2022)
Консультация "Взаимодействие родителя, логопеда и врачей, как эффективное средство для устранение речевых патологий у детей на ранних этапах развития речи или почему не надо бояться консультаций у врача!" (смотреть) (Сафонова Т.Д., ноябрь)
Консультация "Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях» (смотреть) (Часовенная Е.В., ноябрь)
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» (смотреть) (Часовенная Е.В., октябрь)
Консультация для родителей "Не пытайтесь перучивать "левшу" (смотреть) (Берсенева Е.В., октябрь)
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников» (смотреть) (Часовенная Е.В., сентябрь)
Взрослым на заметку «Почему у ребёнка речь формируется с задержкой?» (смотреть) (Часовенная ЕВ)
Консультация для родителей «Преодоление недостатков речи у детей» (смотреть) (Часовенная ЕВ)
Консультация для родителей "Поговори со мной на моем языке"(смотреть)
Консультация "Знакомьте детей с книгой!!!" (смотреть)
Рекомендации и советы:
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития от учителя-дефектолога (смотреть) (Мишагина И.В., декабрь 2022)
Рекомендации для родителей "Игры на развитие зрительного восприятия для младших дошкольников" (смотреть) (Мишагина И.В., май 2022)
Советы тифлопедагога (смотреть) (Мишагина И.В.,
Советы родителям дошкольников на лето «Лето с пользой для ума» (смотреть)
Рекомендации для родителей "Игры на кухне" (смотреть)
Рекомендации для педагогов «Формирование умений и навыков пространственного ориентирования» (смотреть)
Рекомендации "10 причин читать"(смотреть)
Обучение грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками слогового чтения.
В нашем дошкольном учреждении в октябре учителем-логопедом Боюка Анной Сергеевной было проведено родительское собрание для родителей старших и подготовительных групп, на тему «Результаты диагностики. Основные направления логопедической работы».
Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье, зависит очень многое в развитие ребенка, в частности – его речевое развитие. В наш детский сад приходят дети с тяжелыми нарушениями речи. Успех работы по компенсации тяжелых речевых нарушений напрямую зависит от слаженной работы специалистов детского сада и родителей детей.
Анна Сергеевна рассказала о важности взаимодействия учителя-логопеда и родителей (законных представителей) для получения положительных результатов по речевому развитию у детей, о необходимости систематического контроля со стороны родителей поставленных звуков, семейного чтения и пересказывания художественных произведений в домашних условиях.