Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации
Нормативно-правовая база
Приказ о проведении открытых мероприятий "Неделя профессионального мастерства - 2022"
Раннее профессиональное самоопределение дошкольников — это система мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка, формирование представлений о профессиях, о роли труда в жизни людей, о целях, мотивах и результатах трудовой деятельности, воспитание уважительного отношения к труду. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, проявлять способности, определенные потребности в том или ином виде деятельности.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Анализ работы региональной инновационной площадки "Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации" за 2022-2023 учебный год.
Аналитическая справка по результатам «Педагогической диагностики системных представлений дошкольников о мире профессий» за 2022-2023 учебный год.
Отчет о работе региональной инновационной площадки "Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации" за 2022-2023 учебный год.
Проект по ранней профориентации "Первые шаги в мир профессий"
Проект «Первые шаги в мир профессий» направлен на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.
Ключевая идея проекта состоит в знакомстве воспитанников с различными профессиями, адаптации к жизни в современном обществе, совершенствование коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Участие в конкурсах
Муниципальный конкурс дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования "Ориентир развития".
2022 год.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Первые шаги в мир профессий". Педагог Верхотурцева М.С. (программа).
Городской конкурс лучших практик профориентационной работы в образовательных организациях города Ханты-Мансийска.
2022 год.
Практико-ориентированный проект раннего профориентирования детей старшего дошкольного возраста «Сити-фермер-профессия будущего». Педагог Верхотурцева М.С.
Цель проекта: познакомиться с особенностями перспективной профессии «Сити- фермер» посредством организации практико-ориентированной деятельности (проект).
2023 год.
Познавательный проект в подготовительной группе "Мир профессий глазами детей". Педагог Егорова А.А., Дагирова З.А. (проект).
Игровая деятельность по ранней профориентации обучающихся и формированию основ финансовой грамотности "Лесное путешествие". Педагог Колпакова В.Н., Алиева А.К. (проект).
Профориентационная работа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проект "Дети в мире профессий". Педагог Мишагина И.В. (проект).
Проект по формированию основ профессионального самоопределения "Мастер денежных отношений - кто это?". Педагог Бакиева И.М., Власова И.И. (проект).
Дипломы победителей
Муниципальная профориентационная акция «Первые шаги в профессию» 2023
На базе МБУДО «Межшкольный учебный комбинат» при поддержке Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска с 27 марта по 17 апреля 2023 года прошла муниципальная профориентационная акция «Первые шаги в профессию». Воспитанники подготовительных к школе групп, под руководством учителей-логопедов, приняли участие в конкурсе чтецов «Профессии мира».
Талантливые чтецы - Кирпичев Владимир, Волгунов Владимир, Задерный Кирилл, Усачев Святослав, Кочурова Доминика, Власова Анна, рассказали замечательные стихи о профессиях.
Спасибо педагогам Захаровой Наталье Викторовне, Кудактиной Ольге Андреевне, Власовой Ирине Ильиничне, Сафоновой Татьяне Дмитриевне, Боюка Анне Сергеевне, за подготовку ребят к конкурсу.
Волгунов Евгений отмечен дипломом I степени
Задерный Кирилл отмечен дипломом II степени
Примите наши поздравления!
https://vk.com/public212618563?z=video-212618563_456239075%2F55cf88ea188fe6192a
"Фермер" Автор Н.Доброта. Рассказывает Власова Анна, руководитель Власова И.И.
https://vk.com/public212618563?z=video-212618563_456239076%2F41404783be5deabe67
"Мне в летчики хочется очень" Автор П.Синявский
https://vk.com/public212618563?z=video-212618563_456239077%2Fa6e32e2f4db854478b
"Столяр" Автор В.Пахомов. Рассказывает Задерный Кирилл, руководитель Власова И.И.
https://vk.com/public212618563?z=video-212618563_456239081%2Fde090754888991e1f4
"Электрик" Автор И.Ильх. Рассказывает Усачев Святослав, руководитель Кудактина О.А.
https://vk.com/public212618563?z=video-212618563_456239079%2Fe933252274bb7603dd
"Шахтер" Автор О.Повещенко. Рассказывает Кирпичев Владимир, руководитель Боюка А.С.
https://vk.com/public212618563?z=video-212618563_456239080%2F9e6e07e167585d3d08
"Пекарь" Автор Е.Сальян. Рассказывает Кочурова Доминика , руководитель Захарова Н.В.
Обучающий семинар практикум «Есть много профессий хороших и важных» ActivInspire® – программное обеспечение для обучения на интерактивных панелях».
«В карете прошлого никуда не уедешь». М.Горький
Именно поэтому для решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста необходимо подбирать современные, актуальные средства, которые соответствуют веяниям времени.
Одним из таких средств является использование интерактивной игры. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
В нашем детском саду прошел обучающий семинар «Есть много профессий хороших и важных» ActivInspire® – программное обеспечение для обучения на интерактивных панелях». Педагог Баушева Любовь Игоревна рассказала о преимуществах данного программного обучения.
По окончании семинара каждый участник смог разработать интерактивную игру по профориентационной тематике и презентовать ее коллегам.
Интерактивные игры
"Литературный час" - знакомство с профессиями через художественную литературу.
Современный книжный рынок предлагает множество красочных изданий для дошкольников, которые рассказывают о разных специальностях и сферах деятельности.
Разобраться во всем этот разнообразии, а за одно и получить яркую презентацию профориентационной литературы, помогает нашему детскому саду Государственная библиотека Югры. Стала традиционной форма проведения "Литературный час". На котором библиотекари знакомят дошколят и взрослых с новинками литературы, или ставшими уже классикой произведениями, так или иначе относящихся к тематики "Профессии". Такие
"Литературные часы одинаково интересно проходят как в стенах нашего детского сада, так и в стенах Государственной библиотеки Югры.
В чем цель детской профориентационной литературы? Нет, не подобрать ребенку будущую профессию и не направить его по кратчайшему пути к получению нужных
профессиональных навыков. Детям интересен реальный мир: настоящие поезда, живые звери и птицы, устройство приборов. И книги о профессиях удовлетворяют их любопытство: они показывают ребенку настоящий взрослый мир в понятной для него форме. Детские книги открывают читателю огромный мир профессий, в одной из которых ребенок обязательно найдет себя в будущем. Они рассказывают, что люди, нашедшие свое призвание, по-настоящему счастливы. А еще, конечно, они позволяют весело и с пользой провести семейный вечер и дают темы для разговора по душам.
Методическая копилка
Познавательная информация по профессиям
Неделя Профессионального мастерства " Раннее профессиональное самоопределение"
Образовательная деятельность по раннему профессиональному самоопределению в подготовительной к школе группе «Банковские работники». Педагог Бакиева И.М.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о профессиях банковской сферы ( конспект)
Образовательная деятельность по раннему профессиональному самоопределению «Профессии наших мам». Педагог Вахрутдинова О.Ш.
Цель: формирование первичных представлений о многообразии профессий, через знакомство с профессиями родителей (конспект).
Образовательная деятельность по раннему профессиональному самоопределению «Откуда хлеб берется». Педагог Корякина О.М.
Цель: знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба (конспект).
Образовательная деятельности по раннему профессиональному самоопределению в старшей группе «Профессия «Лаборант». Педагог Магомедова Г.М.
Цель: обогащение представлений воспитанников о профессии лаборант, о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма. (конспект).
Воспитательное событие Младшая группа «Что за доктор Айболит». Педагог Черепанова Н.А.
Цель: знакомство с профессией «Ветеринар» (конспект).
"Встреча с интересным человеком", как средство формирования основ профессионального самоопределения дошкольников.
Родители-главные партнеры в проведении профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Замечательной традицией нашего детского сада стала проведение «Встреч с интересным человеком». На таких встречах родители воспитанников презентуют свою профессию, знакомят с ее особенностями. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фотоматериалов, а главное — живое общение с мамой или папой одногруппника, вызывают неподдельный интерес дошкольников.
Профессии наших родителей
Развивающие игры профориентационной направленности.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. Поэтому мы отвели особую роль созданию авторских дидактических игр профессионально-ориентированной направленности и адаптировали их для детей старшего дошкольного возраста.
Игры по развитию речи профориентационной направленности.
Дидактические игры профориентационной направленности.
Мобильные игровые зоны.
Напольные ширмы с чехлами для сюжетно-ролевых игр изготовленные собственными руками, успешно используются в нашем детском саду — эта интересная разработка помогает организовать развивающую среду в соответствии с
поставленными задачами. Универсальное игровое пособие состоит из ширмы с несколькими створками и тематических чехлов к ним. Чехлы можно менять по мере необходимости в зависимости от варианта сюжетно-ролевой игры.
Такие игры становятся более реалистичными и интересными, а компактная игровая зона не доставляет неудобств в использовании. Ширма складывается и легко убирается при необходимости хранения или переноса в сложенном виде.
Конкурс "Самый познавательный лэпбук профориентационной направленности"
«Лэпбук, как средство ознакомления с профессией»
19 и 20 апреля в рамках реализации проекта «Первые шаги в мир профессий» в детском саду прошел конкурс «Самый познавательный лэпбук профориентационной направленности». В данном мероприятии приняли участие воспитатели всех возрастных групп, а также специалисты дошкольного учреждения.
Педагоги творчески подошли к участию в конкурсе. Вниманию коллег были представлены лэпбуки по профессиям: «Эколог», «Лаборант», «Орнитолог» «Космонавт», «Банковский работник», «Геолог», «Туроператор», «Лесник», «Клиниг-менеджер», «Полицейский», «Врач», «Повар», «Продавец», «Инструктор по физической культуре».
Использование лэпбуков в рамках работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
- формирование элементарных представлений о трудовых функциях людей, орудиях труда, инструментах и технике (занятых в профессии, отражаемой тематикой пособий);
- формирование позитивного отношения к труду, содействие осознанию общественной значимости результатов труда взрослых, необходимости и незаменимости каждой профессии;
- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- содействие развитию инициативности и самостоятельности ребенка в деятельности.
Практическая значимость использования лэпбуков в профориентационной работе заключается в максимальном развивающем влиянии на дошкольников.